Вход Регистрация
Летняя охота на тюнинг: кто вне закона?
| АР №13 2016

Летняя охота на тюнинг: кто вне закона?

Фото: Роман Тарасенко

В начале этого лета инспекторы ГИБДД внезапно вспомнили о том, что шноркели, антикрылья, кенгурятники и лебедки должны быть вписаны в документы на автомобиль. Иначе — штраф или даже отмена регистрации машины. Что можно ставить на свой автомобиль, а что нет? И как легализовать переделки?

Это не новая война с тюнингом, а разморозка старого противостояния, ведь дополнительных ограничений доработки автотехники в России не появилось. Инспекторы, как и прежде, отлавливают в потоке модифицированные автомобили и выписывают владельцам штраф 500 рублей по статье 12.5 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — как за езду с неисправностями, потому что в Правилах дорожного движения к таковым приравнены и изменения конструкции, которые сделаны без разрешения ГИБДД.

Самый важный нюанс: инспекторов интересует не сам факт доработок и не сертификаты на компоненты, которые были при этом использованы, а то, внесены ли отметки об изменениях в паспорт транспортного средства (ПТС) и в свидетельство о регистрации (СТС). Либо у водителя должен быть сертификат о соответствии требованиям безопасности на весь автомобиль с доработками. Де-юре необходимость согласовывать с ГИБДД технические изменения в автомобиле существует в России с 1993 года, но те, кто захотел — и смог! — пройти долгий и затратный путь легализации, до сих пор в абсолютном меньшинстве. Тюнеры, стритрейсеры, любители внедорожных вылазок и владельцы машин на газовом топливе, как правило, пользовались тем, что ГИБДД долгое время смотрела на эти переделки сквозь пальцы, выборочно обращая внимание лишь на тонировку, ксенон и прямоточные глушители.

Теперь же под прицелом оказались совершенно разные виды апгрейда: от лебедок и спортивных рулей до надстроенных бортов на грузовиках и спальных мест в микроавтобусах. Кроме того, автоинспекция вспомнила нетривиальный способ ужесточить наказание в дополнение к штрафу по статье КоАП: отмена регистрации в заочном порядке.

Закручивание гаек можно объяснить тем, что в последние два—три года инспекторы ГИБДД при оформлении аварий все чаще указывают неисправное состояние автомобиля как причину ДТП. Цифры в отчетах растут словно на дрожжах: если в 2015 году количество аварий с неисправными машинами в России увеличилось на 30% (до 2553), а число жертв — на 25% (до 538 человек), то всего за пять месяцев этого года прирост по таким происшествиям уже 113%, причем погибших стало на 93% больше!

Откуда взялся такой скачок и доверять ли официальным цифрам — тема отдельного расследования. А пока мы решили сформулировать базовые правила и понятия этого противостояния.

Что такое изменения в конструкции?

Действующий в России, Белоруссии, Казахстане и Киргизии Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» гласит, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства после его выпуска заводом-изготовителем — это «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования» в том случае, если они влияют на безопасность дорожного движения. То есть сабвуфер или нештатные электростеклоподъемники к таким переделкам отнести нельзя, в отличие, скажем, от спортивного руля или кенгурятника. Однако четко круг доработок, меняющих конструкцию автомобиля, в регламенте не очерчен.

Главным ориентиром в этом вопросе служат другие документы: одобрение типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на подержанные машины, ввезенные из других стран. Они представляют собой техническое описание автомобиля в том виде, в котором на него был выдан паспорт транспортного средства. Номер ОТТС указан в ПТС и на кузове машины, однако после того, как ответственным за архив подобных документов стал не НАМИ, а Росстандарт, открытый доступ к полной электронной библиотеке одобрений типов у пользователей сети Интернет исчез. Так что ОТТС чаще всего нужно разыскивать «хакерскими» методами либо запрашивать копию у дилера или у завода-производителя.

Рейды ГИБДД против автомобилей с измененной конструкцией вызвали особый резонанс в дальневосточных регионах России, где больше всего распространены доработанные внедорожники. Увеличенный клиренс, лебедка и шноркель там нужны не только для покатушек. При этом на все регионы за Уралом в России аккредитовано лишь 11 лабораторий, где можно провести техэкспертизу, чтобы легализовать доработки

Изучить ОТТС важно и потому, что в нем описана не только базовая конструкция машины, но и приведен список предусмотренного дополнительного оборудования. Так, например, Chevrolet Niva сертифицирована уже со шноркелем, фаркопом и направляющими для крепления груза на крыше, то есть установка таких элементов на Шниву разрешена конструкцией и не будет являться внесением изменений, а значит, не потребует и регистрации в ГИБДД. Российский ОТТС на Land Rover Defender предусматривает шноркель, лебедку, подножки, багажник на крыше и лестницу к нему. А пятидверные «классические» Нивы (ВАЗ-2131) были сертифицированы с учетом возможной установки люка в крыше, передней «решетки ограждения», подножки, держателя запасного колеса на двери багажника и дополнительного отопителя для задних пассажиров, хотя на трехдверную Ладу 4х4 из «допов» в ОТТС часто вписаны только отопитель и противоугонная система.

Бывают и неприятные открытия. Например, в ОТТС на некоторые модификации внедорожников УАЗ Патриот не только нет расширенного списка допоборудования, но еще и особо оговорено, что версии с «электрифицированной» раздаткой Dymos не предназначены для движения с прицепом: это якобы объясняется конструкцией стояночного тормоза.

Самые распространенные изменения в конструкции

Силовые бамперы. Формально замена штатного бампера на сертифицированный нештатный не изменяет конструкцию автомобиля, потому что не исключает и не добавляет в нее новых компонентов. Однако на деле доказать в ГИБДД, что стальной «вездеходный» обвес аналогичен серийному пластиковому, почти невозможно — и на машину с такими элементами приходится получать разрешение.

Кенгурятник. Техрегламент прямо запрещает применять выступающие перед бампером решетки на легковых автомобилях (категория M1, включая и машины повышенной проходимости M1G) и на грузовиках полной массой до 3,5 т (категория N1).

Но если решетка интегрирована в бампер и не выдается за его габариты, то это ограничение теряет силу. Однако такая переделка все равно требует регистрации в ГИБДД.

Лебедка. Без упоминания в ОТТС это изменение конструкции. По техрегламенту лебедка должна не выступать за контур бампера или закрываться защитным элементом.

Экспедиционный багажник. Обычный быстросъемный багажник или кронштейн для велосипедов, установленный на штатные рейлинги или дуги, не будет изменением конструкции, но если багажник, боксы или лесенка закреплены на кузове не заводским способом, то потребуется оформление.

У ГИБДД сегодня нет полномочий, чтобы проводить техническую проверку автомобилей на дорогах в поисках внесенных в конструкцию изменений, однако российские суды в своих постановлениях нередко указывают, что «инспектору, имеющему опыт и стаж работы, не требуются специальные средства для определения нарушения», даже если оно связано с установкой нештатных компонентов

«Люстра» с дополнительным светом. Будет считаться изменением конструкции, если жестко прикреплена к кузову и подключена к бортовой электросети, однако быстросъемная балка с автономным источником света может считаться дополнительным оборудованием.

Поднятая или заниженная подвеска. Хотя техрегламент не оговаривает минимальный клиренс для легковушек и максимальный для внедорожников, ОТТС содержит данные о типе подвески, ее компонентах, а иногда указана и величина штатного дорожного просвета, поэтому их переделка изменит конструкцию автомобиля.

Выпускная система. В ОТТС есть данные о типах и моделях штатных глушителей, при этом техрегламент запрещает вносить в систему выпуска изменения, ведущие к повышению уровня шума (для легковушек категории М1 максимум — 96 дБА).

Внедорожные или спортивные покрышки. В ОТТС перечислены все типы и размерности резины, предусмотренной для автомобиля. Использование иных шин формально тоже вторжение в конструкцию.

Газобаллонное оборудование. Считается внесением изменений в конструкцию независимо от типа топлива (пропан-бутан или метан) и требует оформления в ГИБДД, если только завод-изготовитель изначально не предусмотрел возможности перевода двигателя на газовое топливо.

На что еще охотится ГИБДД?

На нештатные рулевые колеса, сиденья, газоразрядные источники света, дополнительные внешние световые приборы, световые рекламные конструкции и мониторы, машины с измененной планировкой салона и установленными спальными местами, автомобили с газобаллонным оборудованием и холодильными установками, грузовики с надстроенными бортами и «лимузины» с удлиненным кузовом и дополнительными осями.

Чем грозит встреча с инспектором на дороге?

Обычный инспектор ГИБДД или инспектор технадзора должен действовать в рамках административного регламента МВД, а значит, имеет право остановить автомобиль как в потоке, так и на посту, если заметит признаки неисправностей или изменений конструкции. Проверив документы, он может осмотреть автомобиль, сфотографировать его, но умышленно искать неисправности и проводить техническую проверку имеет право, только если для этого объявлена спецоперация или рейд. Более того, после отмены в прошлом году приказа МВД №1240, который содержал нормы осуществления технадзора, в России так и не появилось нового регламента ГИБДД для проведения дорожных проверок технического состояния транспорта. Его проект разработан, но до сих пор не утвержден и не вступил в силу. То есть у инспектора нет законно прописанного порядка действий или методики для того, чтобы инструментально доказать доработку автомобиля и внести эти «улики» в протокол, однако сотрудник ГИБДД на основе своей убежденности в нарушении все равно имеет право оформить протокол и выписать водителю штраф 500 рублей. Но водитель может не согласиться и этот штраф оспорить.

Однако самое интересное обычно происходит дальше. Эвакуация на штрафстоянку предусмотрена только в случае неисправности тормозов, рулевого управления или сцепного устройства автопоезда. Право инспектора требовать немедленного устранения изменений в конструкции тоже нигде не сформулировано, поэтому водитель после оформления протокола, с одной стороны, может продолжать движение. Хотя, с другой стороны, это будет означать новое нарушение ПДД, ведь запрещена именно эксплуатация неисправного автомобиля!

Сегодняшний порядок оформления изменений в конструкции автомобиля предполагает, что для легализации уже переделанных машин их необходимо вернуть в исходное заводское состояние, пройти предварительную тех­экспертизу и снова установить измененные компоненты

В этой ситуации ГИБДД освоила любопытную практику. Вместо того чтобы штрафовать водителя при каждом трогании с места, инспекторы выдают ему «требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения», хотя формально такой документ не предусмотрен, а вместо него по закону «О полиции» инспектор имеет право сформулировать лишь «требование о прекращении противоправных действий». Статья 19.3 КоАП говорит, что невыполнение законного требования полиции может закончиться даже арестом на 15 суток, но казус заключается в том, что противоправным действием в данном случае является не доработка конструкции, а управление машиной без оформленных доработок. То есть в буквальном понимании прекращение правонарушения — это прекращение движения.

В своих «требованиях» ГИБДД указывает срок (не менее десяти дней), время и место, куда автовладельцу необходимо предоставить транспортное средство в исходном состоянии или с узаконенными доработками. В противном случае его ожидает отмена регистрации автомобиля.

Это еще одно ноу-хау инспекторов: по трактовке ГИБДД регистрация — это не разовая услуга, а длительное состояние, нахождение транспортного средства на учете у государства. И в действующем порядке работы ГИБДД (он утвержден приказом МВД №1001 от 24.11.2008) указано, что автомобиль с нелегальными доработками не подлежит регистрации. То есть на него, во-первых, нельзя получить номера, а во-вторых, согласно пункту 52 этого порядка, на том же основании выданные номера можно и аннулировать, когда в ходе проверки обнаружится, что в его конструкции появились незаконные доработки.

Делается это заочно на основании фотографий c дорожного осмотра: их пересылают в регистрационное отделение ГИБДД и сравнивают со снимками на момент получения номеров. Если видны новые элементы конструкции, автовладельца «письмом счастья» известят о необходимости вернуть номера. При этом ГИБДД готова будет восстановить регистрацию после легализации изменений.

Можно ли оспорить действия ГИБДД в суде?

Можно, но для этого, во-первых, нужно быть уверенным в легальности конструкции своего автомобиля и в убедительности аргументов. Необходимо письменно отметить свое несогласие с протоколом об административном правонарушении и не подписывать на месте постановления о нарушении, иначе оно будет свидетельством самого нарушения. Стоит указать, какие аргументы, документы, измерения привели — а скорее всего, не привели — в качестве доказательств инспекторы ГИБДД.

Но при этом нужно быть готовым к тому, что наши суды, как правило, трактуют подобные обжалования не в пользу водителей, ссылаясь на то, что автомобиль — источник повышенной опасности и к нему особые требования. Доводы и логика действий ГИБДД принимаются полностью, а факт правонарушения со стороны автомобилиста доказывается правильно оформленным протоколом и постановлением. Причем собранные инспектором данные — чаще всего это только визуальные свидетельства и фотографии — считаются достаточными. Жалобы автовладельцев в таких случаях отклоняются полностью.

Как регистрировать внесенные в конструкцию изменения?

Необходимые документы:

• заявление на проведение предварительной техэкспертизы;

• документ, удостоверяющий личность;

• ПТС;

• СТС.

Необходимые документы:

• заявление на внесение изменений в конструкцию ТС;

• документ, удостоверяющий личность;

• ПТС;

• СТС;

• заключение предварительной техэкспертизы (шаг 1).

Необходимые документы:

• заявление-декларация об объеме выполненных работ;

• копии сертификатов на измененные компоненты;

• сертификат организации-исполнителя.

Необходимые документы:

• ПТС;

• СТС;

• заключение предварительной тех­экспертизы (шаг 1);

• заявление на внесение изменений в конструкцию ТС с положительным решением службы Технического надзора ГИБДД (шаг 2);

• заявление-декларация об объеме выполненных работ (шаг 3);

• сертификат организации-исполнителя (шаг 3);

• копии сертификатов на компоненты (шаг 3);

• диагностическая карта (шаг 4);

• фотографии измененных компонентов, установленных на автомобиле.

Необходимые документы:

• заявление на внесение изменений в конструкцию ТС с положительным решением службы Технического надзора ГИБДД (шаг 4);

• документ, удостоверяющий личность;

• ПТС;

• СТС;

• заключение предварительной техэкспертизы (шаг 1);

• заявление-декларация об объеме выполненных работ (шаг 3);

• копии сертификатов на измененные компоненты;

• протокол технической экспертизы автомобиля с внесенными изменениями (шаг 5).

Необходимые документы:

• заявление на корректировку регистрационных данных ТС в связи с внесением изменений в конструкцию;

• документ, удостоверяющий личность;

• ПТС;

• СТС;

• свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (шаг 6).

Комментарии (35)

Сначала новые старые
Александр #

А на моей старой шестёрке стояли подголовники от восьмёрки, диски от девятки, бампера от семёрки, и руль какого то Тольяттинского кооператива (оч кстати неплохой, что аж на новую Калину такой искал) вот бы я попал, да, ещё генератор от восьмёрки, и аккумулятор на 62ампера, а это, мать его, изменение конструкции.

Вальтц Кирилл #

Народ начал маскировать лебедки:))

https://www.drive2.ru/l/10324871/

Константин #

Вот мне интересно, если я на свою старенькую Audi 80 повесил противотуманки (нормальные, Hella, да и настроены нормально, нисколько не завешенно) - не для "понтов", а для повышения безопасности - то я вне закона? С завода противотуманки шли интегрированными в бампер, а у меня прикручены снаружи снизу, но ни за передний, ни за нижний габарит не выступают. Спереди, правда, вписываются с трудом, буквально на сантиметр глубже номерного знака :) Для тотальной законности надо было бы разыскать и родную оптику, и бампер с соответствующими прорезями и креплениями, а это было бы ой как непросто и недёшево

Константин #

*не завышенно

kirill #

Кстати, за говноксенон у вас еще штрафуют?

Вальтц Кирилл #

Все кто радуются ужесточениям, подумайте, почему до регистрации изменений автомобиль небезопасен, а после становится безопасным? При том, что регистрация изменений абсолютно бюрократическая процедура, которая не предполагает реальной оценки внесенных изменений в конструкцию. Зато сейчас появилась куча контор, которые легализуют за несколько десятков тысяч рублей любые изменения в конструкцию. 

Виталий #

А конвертация автомобиля в электромобиль является нарушением?

Белоусов Никита #

Я правильно понимаю, что если я поставлю на свою БМВ руль от другой комплектации, бампера, выхлоп и еще много чего, то это все законно, так как предусмотрено в конструкции ?  А вот если поставлю не родное, то придется регистрировать? Я все боюсь за свой кастом выхлоп, внешне ничем себя не выдает((( 

Иван #

Мда. Дышать как я понял тоже можно исключительно через раз.

Михаил #
показать комментарий
Иван # а вы лучше не пишите вообще :)
Дмитрий Шубин #

Вообще, в значительной мере я согласен с такими мерами. Колхозный ксенон, кенгурятники и прочее барахло представляют реальную опасность. С другой стороны, рассуждая в порядке бреда, а если после отстрела подушки безопасности не заменять ее, а поставить муляж, это тоже внесение изменений в конструкцию? А если заметят, что на каком-нибудь ЗИЛе или КАМАЗе снято ЗЗУ, этому автомобилю регистрацию аннулируют?

Валерий #

С одной стороны правильно, с другой легализация будет через одно место, как с киткарами - регистрация "гоночного" трактора и категория "механизатора" в ГИМСе.


Всем кто думает что это "Как в Америках" должен понять что там прописан каждый пункт и строгие правила, там есть права и ответственность, а у нас легализоваться это 10 кругов бюрократического ада, и большинству легче "договориться" чем тратить время.



НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬ ТЕХОСМОТР ГОСУДАРСТВУ и следить за каждым ПТО как за участками на выборах, чтобы даже мысли о ливаке не было и можно было сравнить видео с показанием приборов и выводами инспекторов ПТО. Также расширить сеть и дооснастить и пополнить кадрами государственные органы сертификации, и ввести полный контроль за их деятельностью, или сделать их на базе крупных ПТО убив двух зайцев. Только в этом случае можно будет говорить о внесении в конструкцию изменений и отсутствие китайского ксенона и колхоз тюнинга.

Андрей Старостин #

Я не соглашусь с тем, что нужно вернуть техосмотр государству - пусть он лучше будет в частных руках со свободной конкуренцией, но с фотовидеофиксацией процесса самого осмотра. Потому, что на ПТО раньше очень любили  разводить на бабки автомобилистов, т.к. обычно рядом с такими пунктами строили автосервисы, которые были "в доле" с местными начальниками ГИБДД, и творили они , что хотели- я это хорошо помню.  Тут все -таки должны быть на первом месте объективность и здравый смысл, а не государство. 

Никита #
показать комментарий
Андрей Старостин #

Не только маразм, идиотия, шизофрения и самодурство, но и еще откровенное желание содрать с людей бабла побольше, создав проблему из ничего. В нормальных странах государства облегчают жизнь людям, а в том, что сейчас называется "российской федерацией" лишь усложняют. И тут не только обдиралово за внесение изменений в конструкцию -вспомните капремонт, также недавно налоги на недвижимость повысились, ну уж про идиотские законы вообще молчу - каждый день какой-нибудь перл от какой-нибудь госдуры или госдурака выйдет. Ну вот скажите, как не поставить более мощный двигатель на Шевроле-Ниву, если с родным мотором она не едет вообще? Трансмиссия переваривает мотор до 100 л.с. без  снижения ресурса - проверено практикой. Прежде , чем вводить обдиралово лучше бы привели в порядок требования к изделиям, которые производит промышленность. 21 век на дворе, как -никак, уж если на то пошло.

Николай #

Что вам мешает вернуться в вашу страну?

Александр S. #
показать комментарий
Денис #

Ну понятно, у кое кого появится еще одна возможность подзаработать, на "регистрации внесенных в конструкцию изменений".

Андрей Старостин #

Вот это уже похоже на правду.

Vitaly #

Если бы действительно боролись за безопасность... словом, как в бессмертном высказывании Виктора Степановича, земля ему пухом.

Дмитрий Kotstein #


Раньше такие вещи хотя бы частично можно было на техосмотре отсечь. А сейчас этот самый техосмотр - просто фикция. Продажа бумажек, не более.

Андрей Старостин #

Если у человека нет мозгов, то для него техосмотр - фикция. Если мозги есть, то он и с внесенными изменениями будет нормально ездить, не создавая аварийных ситуаций. Адаптация - свойство человеческого организма, в том числе и применительно к управлению автомобилем. 

Дмитрий Kotstein #

Хах! Вы наивны? У нас изменения вносятся как раз по большей части абсолютно бездумно и безответственно. Понты - всё. Инстинкт самосохранения нынче редкость, судя по ситуации на дорогах.

Николай #
показать комментарий
Вальтц Кирилл #

Коль, ты считаешь, что их станет меньше на дорогах? Нет! Просто они отнесут немного денег в определенные конторки и продолжат ездить со своими силовиками. 

Николай #

Кирилл, я это осознаю и меня это печалит. Потому, что я не против таких машин, но считаю, что с определенного уровня переделок, до трассы они должны ездить только на прицепе. И уж точно нечего делать на общих трассах машинам с бамперами из стальных швеллеров, отягощенных лебедками.

Андрей Старостин #

У меня для Вас плохие новости по поводу стальных бамперов: посмотрите сколько грузовиков с ними с ездит, особенно в провинции. Шансов они точно не оставят, если учесть, что они с завода такими выпущены.

Вальтц Кирилл #

Так данное ужесточение не приведет к порядку на дорогах, а просто позволит некоторым заработать. Смысл радоваться?

Anteros #

А чем вам стальные бамперы мешают?

Николай #

Ничем не мешают. Они шансов, не дай бог что, не оставляют. Мелочь такая, да?

Alexey_S #

Достали слепые с ксеноном в противотуманках

Николай #

А эти входят в одну группу убогих с говномесами.

Андрей.36.ru #

В общем спохватились, что полстраны вне закона

Андрей Старостин #

Спохватились, что цены на нефть упали, в бюджете дефицит и надо содрать с народа терпеливого бабла побольше. Вот и решили пополнить бюджет за счет этой категории граждан. Но проблему безопасности это не решит, т.к. безопасность она прежде всего в сознании, в голове. Это то же самое, что ввести плату за капремонт. Деньги берут, а ремонта нет. Что же, без лоха и жизнь плоха-основной принцип нашего государства, увы.